Истинное покаяние

Недавно мне попалась в руки проповедь Антония митрополита Сурожского. Проповедь была о покаянии в нашей жизни. Написана она очень проникновенно и пронзительно. До меня, во всяком случае, она дошла сразу и очень глубоко. Ведь покаяние – очень важный момент в нашей жизни. И нас особенно никто этому не учил и не рассказывал. Поэтому я очень хочу, чтобы  слова митрополита проникли в душу как можно большего количества наших читателей.    
Митрополит живет в Англии, но очень часто бывает в России, он трудится во имя большего взаимопонимания между христианами Востока и Запада и открывает читателям Англии наследие православных мистиков, особенно мистиков Святой Руси. Митрополит Антоний — христианский деятель, заслуживший уважение далеко за пределами своей общины.
Особенность творчества Владыки в том, что он ничего не пишет: его слово рождается как устное обращение к слушателю, — не безликой толпе, а каждому человеку, нуждающемуся в живом слове о Живом Боге. Поэтому все изданное печатается по магнитофонным записям и сохраняет звучание этого живого слова.
Его проповедь, в первую очередь — проповедь Евангельской Любви и Свободы.
В этой статье я привожу одну из его проповедей – о покаянии.
Когда мы поступаем нехорошо, когда говорим не должное, когда темные мысли роятся у нас в голове или сходит на сердце помрачение, мы, если хоть немножко просветимся, начинаем чувствовать угрызения совести. Но угрызения совести это еще не покаяние; можно всю жизнь упрекать себя в дурных поступках и в злом слове, и в темных чувствах и мыслях – и не исправиться. Угрызения совести действительно может из нашей земной жизни сделать сплошной ад, но угрызение совести не открывает нам Царствия Небесного; к нему должно прибавиться нечто другое: то что составляет самую сердцевину покаяния, а именно – обращение к Богу с надеждой, с уверенностью, что у Бога хватит и любви к нам, чтобы простить, и силы, чтобы  нас изменить. Покаяние – это тот поворот жизни, оборот мыслей, перемена сердца, который нас обращает лицом к Богу в радостной и трепетной надежде, в уверенности, что хотя мы не заслуживаем милости Божией, но Господь пришел на землю не судить, а спасти, пришел на землю не к праведным, а к грешным.
Но обратиться лицом к Богу с надеждой, призывать Его на помощь – еще не все, потому что многое в нашей жизни зависит от нас самих. Как часто мы говорим: “Господи, помоги! Господи, дай мне терпение, дай мне целомудрие, дай мне чистоту сердца, дай мне слово правдивое!...” А когда представится возможность поступить согласно нашей собственной молитве, по влечению нашего собственного сердца, у нас не хватает мужества, не хватает решимости на деле приступить к тому, о чем мы просим Бога. И тогда наше покаяние, наш взлет души остается бесплодным. Покаяние должно начаться именно с этой надежды на любовь Божию и вместе – подвигом, мужественным подвигом, когда мы  себя самих принуждаем жить так, как надо, а не так, как мы жили до сих пор. Без этого и Бог нас не спасет; потому что как говорит Христос, не всякий говорящий “Господи, Господи”, войдет в царство Божие, а тот кто принесет плод его. А плоды эти мы знаем: мир, радость, любовь, терпение, кротость, воздержание, смирение – все эти дивные плоды, которые могли бы нашу землю уже теперь превратить в рай, если бы только, как древо плодоносное, мы могли их принести…..
Таким образом, покаяние начинается с того, что вдруг в душу нас ударит, заговорит совесть, окликнет нас Бог и скажет: Куда идешь? К смерти? Того ли ты хочешь?...И когда мы ответим: Нет, Господи, - прости, помилуй, спаси! – и обратимся к Нему, Христос нам говорит: Я тебя прощаю! А ты – из благодарности за такую любовь, не по страху, не ради того, чтобы себя избавить от муки, а потому что в ответ на Мою любовь ты способен на любовь, начни жить иначе…..
И что же дальше? Первое, чему мы должны научиться, это принимать всю нашу жизнь: все ее обстоятельства, всех людей, которые в нее вошли – иногда так мучительно – принять, а не отвергнуть. Пока мы не примем нашу жизнь, все без остатка ее содержание, как от руки Божией, мы не сможем освободиться от внутренней тревоги, от внутреннего плена и от внутреннего протеста. Как бы мы ни говорили Господу: Боже, я хочу творить Твою волю! – из глубин наших будет подниматься крик: Но не в этом! Не в том! …. Да, я готов принять ближнего моего, - но не этого ближнего! Я готов принять все, что Ты мне пошлешь – но не то, что Ты на самом деле мне посылаешь…..   Как часто в минуты какого-то просветления мы говорим: Господи, я теперь все понимаю! Спаси меня, любой ценой меня спаси!...  Если бы в этот момент перед нами вдруг предстал Спаситель или послал ангела своего или святого,  который  грозным словом нас окликнул, который  требовал бы от нас покаяния и изменения жизни, мы это, может и приняли бы. Но когда вместо ангела, вместо святого, вместо того, чтобы Самому прийти, Христос посылает нам ближнего нашего, причем такого, кого мы не уважаем, не любим, и который нас испытывает, который ставит нам уже жизненно вопрос: А твое покаяние – на словах или на деле? – мы забываем свои слова, мы забываем свои чувства, мы забываем свое покаяние и говорим: Прочь от меня! Не от тебя мне получать наказание Божие или наставление. Не ты мне откроешь новую жизнь ….. И проходим мимо и того случая, и того человека, которого нам послал Господь, чтобы нас исцелить, чтобы мы смирением вошли в Царство Божие, понесли бы последствия нашей греховности с терпением и готовностью все (как мы сами говорили) принять от руки Божией.
Если мы не примем нашей жизни от Божией руки, если все, что в ней, мы не примем как от самого Бога, тогда жизнь не будет нам путем к вечности; мы все время будем искать другие пути, тогда как единственный путь – Господь Иисус Христос.
Но этого еще недостаточно. Мы окружены людьми, с которыми отношения наши порой бывают тяжки. Как часто мы ждем, чтобы другой пришел каяться, просил прощения, унизил себя перед нами. Может быть, мы простили бы, если бы почувствовали, что он себя так унизил, что нам легко его простить. Но прощать надо не того, кто заслуживает прощения, - разве мы от Бога можем ожидать прощения заслуженного? Разве, когда мы к Богу идем и говорим: Господи, спаси! Господи, прости! Господи, помилуй! – мы можем прибавить: “потому что я этого заслуживаю!? ” Никогда! Мы ожидаем от Бога прощения по чистой, жертвенной, крестной Христовой любви …..  Этого же и от нас ожидает Господь по отношению к каждому нашему ближнему; не потому нам надо прощать ближнего, что он заслуживает прощения, а потому, что мы – Христовы, потому, что нам дано именем Самого Живого  Бога и распятого Христа – прощать.
Но часто кажется: вот, если бы только можно было забыть обиду, тогда бы я простил, но я забыть не могу, - Господи, Дай мне забвение!..... Это не прощение; забыть, не значит простить. Простить означает посмотреть на человека, как он есть, в его грехе, в его невыносимости, какой он есть для нас тяжестью в жизни, и сказать: Я тебя понесу, как крест; я  тебя донесу до Царствия Божия, хочешь ли того или нет.  Добрый ты или злой – возьму  я тебя на свои плечи и принесу к Господу и скажу: Господи я нес этого человека всю жизнь, потому что мне было жалко – как бы он не погиб. Теперь ты его прости, ради моего прощения! Как было бы хорошо, если бы мы могли так друг друга тяготы носить, если бы могли друг друга нести и поддерживать; не стараться забыть, а наоборот – помнить. Помнить, у кого какая слабость, у кого, какой грех, в ком что-то неладно. И не искушать его этим, оберегать его, чтобы он не был подвергнут соблазну, в том именно, что может его погубить.… Если бы мы так могли относиться друг ко другу! Если бы, когда человек слаб, мы окружали заботливой, ласковой любовью, сколько людей опомнились бы, сколько людей стали бы достойны прощения, которое им дано даром.
Вот этот путь покаяния: войти в себя, встать перед Богом, увидеть себя осужденным, не заслуживающим ни прощения, ни милости, и вместо того, чтобы, как Каин, бежать от лица Бога, обернуться к Нему и сказать: Верую, Господи, в твою любовь, верую в Крест Сына Твоего, верую, помоги моему неверию! И затем идти путем Христовым, как я теперь говорил: все принять от руки Божией, из всего принести плод покаяния и плод любви, и первым делом брата нашего простить, брата нашего, не ожидая его исправления, понести, как крест, распяться, если нужно, на нем, чтобы иметь власть, подобно Христу, сказать: Прости им Отче, они не знают, что творят…. И тогда сам Господь, Который сказал нам: Какой мерой вы мерите, и вам возмерится… прощайте как Отец ваш Небесный прощает, - Он в долгу не останется: простит, исправит, спасет и уже на земле, как святым, даст нам радость небесную.
Пусть будет так, пусть начнется в жизни каждого из нас сегодня, сейчас хоть немножечко этот путь покаяния, потому что это уже начало Царствия Божия. Аминь.



- Лада -

14.01.2012   Просмотров: 7504
+12

Комментарии (3)    Добавить комментарий    Читать сообщения сначала

Дузер
25.10.2013 16:04

Покаяться- это значит измениться , перестать делать то, что считается грехом. Так. А что такое грех? Это то, что другим не нравится? К сожалению, чем больше мы будем бороться со своими грехами, что-бы людям было лучше - тем больше люди будут бороться с нами, что-бы сохранить наши грехи. Не надо фарисействовать. Не дано человеку, каким-бы он ни был, увидеть и понять , а тем более изобразить то , что невыразимо и неописуемо. Невозможно описать бесконечнось. Вспомните Фому Аквинского, который после многих лет понял, что это невозможно выразить ни в проповедях, ни в книгах и он замолчал, он молчал три года.


0
06.04.2012 12:57

Всё чистая правда!!!Я читала и плакала.


+1
15.01.2012 04:30

Очень нужная статья. Спасибо!


+1



 

Ваше сообщение будет отправлено на email
Получатель: